Меню сайта

Рубрики
Актуальные темы
События, факты
Люди Земли вачской
Вачкасам-ветеранам посвящается
Местное самоуправление
Экономика
Социальная сфера
Спорт

Поиск

Прогноз погоды
Яндекс.Погода

События дня
Праздники сегодня


Добро пожаловать! Сегодня 22.11.2017 года 07:00

Главная » Статьи » Актуальные темы

Обнаружен самолет военных лет

В сентябре 2014 года в адрес районной организации ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Вачского района поступило письмо о том, что на правом берегу реки Сережи, недалеко от деревни Румасово, обнаружены останки самолета Дуглас А-20 «Бостон», где, вероятно, есть останки экипажа.

Я ознакомился с этим письмом. Действительно, работая над книгой по истории Вачской милиции, в архивах я встречал в документах упоминание о сбитом самолете немецких ВВС во время войны и его падении в районе деревни Румасово. Однако в данном письме речь шла о самолете Дуглас А-20 «Бостон», который представлял собой легкий бомбардировщик-штурмовик, поставляемый в СССР в годы войны по ленд-лизу. Поставили их за годы войны 3066 штук, при этом в основном они использовались в авиационных частях Балтийского, Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

В Монино Московской области находилась часть, вооруженная 118-ю самолетами, поставляемыми из США В-25 С «Митчелл». В ходе сбора информации было установлено, что в 1942 году под Сталинград была перегнана первая группа самолетов А-20 «Бостон». Этот самолет был изготовлен из алюминиевого сплава, имел два мотора, экипаж два-три человека, длина его составляла 14,63 метра, высота - 5,36 метра.

Во время войны на территории Владимирской и Рязанской областей находили останки самолетов такого типа, разбившихся в 1943 году. При этом в районе Коврова стояла бомбардировочная авиачасть.

Данная информация была доведена до руководства полиции МО МВД РФ «Навашинский» и начальника полиции по обслуживанию Вачского района подполковника полиции А.В.Турова. Следует отметить, что Александр Владимирович принял участие в формировании оперативной группы для проверки этого сообщения, назначил сотрудников и выделил автотранспорт. В состав этой группы, кроме меня, вошли следователь А.А. Дикушин, участковый В.В. Усанов, водитель В.С. Зотов и секретарь музея А.П. Любайкин. По приезде в ДОСААФ Кулебакского района мы ознакомились с результатами работы военно-патриотического клуба «Каскад», который проводил раскопки на месте обнаружения останков самолета. Он обнаружил фрагменты обшивки самолета, кости, остатки экипировки, но акт обнаружения не был составлен.

Вместе с членом клуба В.А. Калачевым мы выехали на место катастрофы. В ходе осмотра было установлено, что на территории Вачского района, у реки Сережи, действительно находится разбитый самолет. Корпус, часть крыла, а возможно, и один двигатель, ушли в землю. В результате этого образовалась воронка шириной 4-6 метров, глубиной 2-3 метра. Из нее выступает часть корпуса. Местность заболоченная, рядом находится заводь. Во время раскопок поступали грунтовые воды. Было несколько странностей.

Первая. При обследовании с помощью металлоискателя в радиусе 25-30 метров идет показание на наличие мелких осколков обшивки размером 4-5 см.

Вторая. Данный тип самолета имел сильное вооружение, при этом запас для пулемета составлял 500 патронов, а их было от 4 до 6 стволов. Мы нигде не обнаружили остатки гильз.

Третья. При раскопках у фюзеляжа ощущался сильный запах керосина, видимо, остатки его оставались в бензобаке центроплана.

В ходе осмотра были обнаружены: часть двигателя самолета, пенное и изоляционное покрытие с английской надписью «передний люк». Согласно инструкции, в типе этих самолетов имелся уникальный люк длиной 2,13 метра, куда попадал пилот, при этом пол кабины имел покрытие из застывшей пены, все трубы и провода были защищены специальной изоляцией. Остатки корпуса имели зеленое и черное покрытие, а это означало, что самолет разбился не зимой.

Кроме того, удар был по касательной, следовательно, пилот пытался посадить самолет на землю. На проводах и остатках самолета имелись остатки нагара, следовательно был пожар. Нами были обнаружены пуговица от гимнастерки со звездой, часть летной куртки с меховым воротником, крепление от полевой сумки и, возможно, металлические части от парашютной системы. Это означает, что летчик пытался до конца спасти самолет. Все изъятые предметы были сфотографированы А.П. Любайкиным, а на место гибели экипажа мы возложили цветы и почтили память погибших минутой молчания.

По возвращении в Вачу я стал чистить детали самолета. На частях от двигателя обнаружил нанесенный черной краской № 5067093 20. На воздушном радиаторе двигателя имелись остатки дерева. На части корпуса был обнаружен выбитый № 516842-1. Жители Румасова двигатель и части этого самолета сдали в металлом, при этом винт был трехлопастной, погнутый, с зазубринами, что свидетельствует о том, что мотор при падении работал. Туда же и были сданы остатки немецкого самолета.

В настоящее время мною выслан ряд запросов, в том числе и в Министерство обороны РФ, по установлению обстоятельств гибели этого самолета, судьбе членов экипажа и их родственников. Возможно, придется работать с архивами МО РФ в Подольске, которые иногда за предоставление информации просят произвести оплату их услуг.

В любом случае, если будет установлено, что на месте этой катастрофы погибли члены экипажа, необходимо будет решать вопрос об установлении им памятника или памятного знака с указанием званий, фамилий, имен, отчеств и обстоятельств их гибели.

С.Г. Гаменюк,
директор музея истории полиции
и милиции Вачского района Нижегородской области

Дата публикации: 27.09.2014

Все права на материалы, публикуемые "Вачскаой газетой", охраняются в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов гиперссылка www.vg52.ru обязательна.